Сооснователь Ethereum Виталик Бутерин в новой статье заявил, что экосистема продолжит масштабироваться в первую очередь через L2-решения.
По его словам, основными препятствиями на этом направлении выступают:
- недостаточное пространство для BLOB-объектов, которое «покрывает потребности существующих сценариев использования, но его явно недостаточно для нужд завтрашнего дня»;
- проблемы неоднородности L2, являющихся отдельными сетями с различными стандартами и пользовательским опытом.
Касательно первого пункта Бутерин отметил, что после реализации EIP-4844 в ходе хардфорка Dencun один слот может содержать три массива данных. Это обеспечивает пропускную способность в ~210 TPS.
«С запланированным на март выходом [обновления] Pectra мы рассчитываем удвоить это количество до шести BLOB-объектов на слот», — продолжил он.
Показатель увеличится еще в два-три раза после имплементации протокола PeerDAS, что станет основной целью следующего апгрейда — Fusaka. В ближайшем будущем уже разрабатываемые решения позволят достичь 128 массивов на слот. Долгосрочной целью Ethereum является пропускная способность в 100 000 TPS, напомнил Бутерин.
Для ускорения этого процесса он предложил несколько возможных шагов, включая смещение приоритета исследований в пользу BLOB-объектов.
В отношении повышения совместимости L2-сетей Бутерин заметил, что несколько месяцев назад «появилась довольно понятная дорожная карта того, как это сделать». Она предусматривает:
- унифицированные адреса;
- стандартизированные кроссчейн-мосты и протоколы передачи сообщений;
- ускорение времени депозита и вывода активов;
- синхронное чтение L1 данных из L2;
- совместное секвенирование и ряд других долгосрочных задач.
«Пока эти стандарты реализуются, у L2 все еще есть множество возможностей получить различные опции друг от друга: поэкспериментировать с разными виртуальными машинами, моделями последовательности, компромиссами масштаба и безопасности или другими параметрами», — добавил Бутерин.
Он также обратил внимание на ETH-экономику и предложил закрепить за криптовалютой базовой сети роль основного актива экосистемы в целом (L1+L2).
По мнению Бутерина, необходимо следовать стратегии использования всех возможных источников стоимости эфира как «актива тройной точки». Последнее означает, что криптовалюта выступает в ролях основного средства, потребляемого продукта и инструмента сохранения сбережений.
Ethereum (ETH) как «актив тройной точки». Данные: блог.
В числе ключевых пунктов стратегии он отметил:
- поощрение L2-проектов долей в комиссиях за поддержку криптовалюты;
- стимулирование роллапов, как возможности для L1 получать часть дохода от MEV;
- увеличение количества BLOB-объектов с установлением для них минимальной цены.
Напомним, в январе соучредитель Polynomial Гаутам Сантхош предупредил о риске достижения предела масштабирования L2-сетями основного блокчейна в ближайшие месяцы.