Большинство иранских централизованных криптобирж связаны с правительством и участвуют в обходе страной санкций. К такому выводу пришла OSINT-исследовательница Мария Нур.
Из-за первичных и вторичных санкций США международным платформам цифровых активов запрещено предоставлять услуги пользователям из Ирана. Внедрение строгих правил AML/KYC сделали легальный доступ к этим сервисам из страны практически невозможным, отметила экспертка.
С середины 2017 года в результате усиления санкционного режима во время президентства Дональда Трампа местные предприниматели начали активно запускать криптовалютные биржи для заполнения возникшего вакуума.
Текущий ландшафт
Согласно исследованию, в Иране работает 90 криптоторговых платформ. Из них более 10 функционируют как централизованные биржи с веб-сайтами и приложениями. Сегмент насчитывает примерно 15-19 млн активных пользователей.
Крупнейшей CEX в стране является основанная в 2017 году Nobitex. Заявленная площадкой клиентская база составляет около 5,7 млн аккаунтов, число сделок за год — 68 млн.
По информации Нур, основными акционерами биржи являются родственник Верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи и деловой партнер основателя Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и первого главкома организации Мохсена Резаи. Оба стейкхолдера управляют платформой через своих представителей.
«Расследования иранских источников, инсайдеров отрасли и OSINT-данные показывают, что Nobitex имеет связи с иранским правительством и КСИР и может сотрудничать с властями в нарушении международных и американских санкций, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризм», — подчеркнула экспертка.
В четверку ведущих централизованных бирж страны входят также Excoino, Wallex и Bit Pin. Вторую специалисты Chainalysis отнесли в своем отчете к средней категории риска из-за связей с подсанкционным лицом.
Bit Pin аффилирована с дочерней структурой компании Arya Hamrah Samaneh, которая используется властями для обхода ограничений США в секторе телекоммуникаций и компьютерного оборудования.
Обход санкций и риск блокировки счетов пользователей
В 2022 году Chainalysis в отчете сообщила, что с 2018 года Binance обработала связанные с Ираном транзакции на сумму $8 млрд. Практически весь объем — около $7,8 млрд — прошел через Nobitex. Аналитики упомянули ряд других платформ азиатской страны, включая Wallex
В ноябре 2023 года Binance урегулировала обвинения со стороны Минюста США в нарушении санкционного режима и отмывании денег, согласившись выплатить $4,3 млрд. Личный штраф сооснователя и экс-CEO Чанпэна Чжао составил $50 млн. В сентябре 2024 года предприниматель вышел на свободу, отбыв четырехмесячный срок заключения.
В мае сенаторы США Элизабет Уоррен и Ангус Кинг обратили внимание администрации президента на обход Ираном санкций посредством операций с криптовалютами, включая майнинг. Тогда же стало известно, что исламская республика и РФ изучают возможность использования цифровых финансовых активов и CBDC во взаимных расчетах.
На этом фоне пользователи Nobitex стали массово жаловаться в соцсетях на блокировку аккаунтов и кошельков после перевода средств с биржи на международные платформы, отметила Нур.
Опасения иранских криптоинвесторов в этом плане усилились после массовой идентификации адресов аналитическими сервисами Arkham и TRM Labs. По мнению исследовательницы, беспокойство клиентов Nobitex касательно возможной блокировки активов вполне обосновано.
Она обратила внимание и на другой риск — площадка, как и другие CEX в стране, находятся под плотным надзором местных властей.
Нур считает, что в текущих условиях местным пользователям стоит проявлять осмотрительность и обратить внимание на децентрализованные платформы.
«Перспективы использования криптовалют в Иране сложны и полны проблем», — заключила она.
Напомним, в 2022 году американская биржа Kraken заплатила $362 000 за нарушение санкций против Ирана в 2015-2019 годах.