Жирный налог с «русского» биткоина: эксперты оценили новый законопроект Минфина

  • Участники крипторынка нуждаются в понятном механизме налогообложения операций по купле-продаже активов, но высокие ставки могут погубить инновации.
  • Властям будет трудно отслеживать операции физлиц до момента появления российских бирж.
  • Криптосообщество не понимает, сколько, кому и зачем платить.

В РФ возобновилась работа над законопроектом о налогообложении криптовалютных операций спустя четыре года после презентации первой редакции документа. Опрошенные ForkLog юристы с оптимизмом ждут конкретики в вопросах декларирования этого вида активов, а в криптосообществе сомневаются в адекватном функционировании новых норм.

Легализуйте, но не жестко

Развитие регулирования криптовалютных операций в РФ позволит решить многие проблемы отрасли, полагает юрист компании DRC Владимир Собинский. По его словам, на данный момент физ- и юрлица не понимают порядок декларирования доходов, полученных от биткоин-сделок. 

«Мы, как профильные юристы, видим стремление участников рынка не скрывать, а наоборот, показывать свои доходы, их главный запрос — действовать абсолютно легально и платить все налоги. К легализации этого стремления налогоплательщиков и должно стремиться государство», — отметил эксперт. 

Однако он опасается, что введение жестких налоговых ставок приведет к сокрытию гражданами реальных доходов, что в сфере криптовалют ввиду технических особенностей «сделать легко». 

«Внедрение стандартных ставок (20%) для юрлиц нельзя назвать привлекательным с учетом дополнительного налога на прирост капитала. Важным аспектом для формирования и внедрения инновационных технологий в экономику является создание благоприятной регуляторной среды. А что может стимулировать лучше, чем льготное налогообложение?» — заключил Собинский.

Вместе с тем старший партнер юридической фирмы Emet law firm Эдуард Давыдов считает рациональной двухэтапную систему налогообложения для майнеров. 

«На первом этапе доход от майнинга рассматривается как имущественный, и его стоимость должна быть задекларирована. На втором этапе, при продаже криптовалюты, облагается прирост капитала — разница между ценой продажи и исходной стоимостью актива», — объяснил юрист. 

При этом он подчеркнул, что такой подход будет «справедливым», если налогоплательщикам разрешат учитывать затраты на майнинг в качестве вычета. 

«Важно, чтобы налоговые органы заняли четкую позицию и донесли ее до сотрудников, обеспечив единый подход к затратам», — добавил Давыдов.

Как изменилась первая редакция законопроекта? 

Текст оригинального документа появился в числе других законопроектов о криптовалюте в период 2020-2021 годов, рассказывает основатель юридической компании GMT Legal Андрей Тугарин. Именно тогда в РФ приняли основополагающий закон «О цифровых финансовых активах», регулирующий оборот криптовалют.

В то же время Минфин утвердил концепцию касательно комплексного регулирования биткоин-бирж и обменников в РФ, а в налоговую декларацию ввели новый код 09 — доход, полученный от операций с цифровой валютой. 

«Нынешний законопроект, как ни странно, не о налогах. Вопрос с оплатой налогов физлицами закрыт с 2021 года, ничего нового тут уже не ждите. Главное, что вводит этот документ, — два новых отчетных документа для физ- и юрлиц», — объясняет Тугарин.

А именно:

  • сообщение о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой;
  • отчет об операциях с цифровой валютой и ее остатках.

Важным моментом является то, что что порядок определения рыночной цены криптовалют определяет ФНС. Это будет особенно актуально с учетом новых полномочий налоговой по ведению реестра майнеров, подчеркнул Тугарин. 

По его словам, с 2020 года комплексного регулирования криптобирж и обменников так и не случилось, этот бизнес в РФ все еще «серый». При этом принято регулирование майнинга и закон об экспериментальном правовом режиме, разрешающий использование криптовалют для трансграничных платежей. 

«Очевидно, что этот спящий законопроект просто не к чему было применить почти пять лет. А сегодня он точно найдет свое применение и к майнерам, и к участникам эксперимента, так как механизмы отчетности точно нужны и появятся в том или ином виде», — рассуждает эксперт. 

Тугарин предположил, что документ могут принять до конца 2024 года, дополнив его форматом налогообложения майнеров. 

«Обычным физлицам тоже “попало”. Но пока у нас нет обменников и бирж, которые подчиняются строго российскому законодательству, отслеживать их активно в контуре криптовалют нашим регуляторам будет крайне сложно и неудобно», — резюмирует он.

Что по цифрам и 115-ФЗ?

CEO Exved Сергей Менделеев уже после беглого ознакомления с налоговым законопроектом усомнился «в реальности заложенных в нем положений».

«С трудом представляю себе, кто внесет себя в реестр российских майнеров и будет официально производить “русские” биткоины, коих за последние пару лет было добыто ровно ноль, по официальным данным», — заявил он в комментарии ForkLog. 

По его мнению, введение налога на прибыль от торговли криптовалютами для физлиц должно означать, что банки перестанут блокировать счета по 115-ФЗ.

«В этом случае нет никаких проблем — в конце года физики будут предоставлять справки с бирж о своих операциях и платить положенную сумму НДФЛ. Однако как заплатить налоги с операций по счетам сотни дропов, которые криптовалютные трейдеры вынуждены использовать для своей работы, я лично не представляю — в личном кабинете налоговой службы такой опции нет», — указал Менделеев. 

Также эксперт скептически отнесся к оценке ожидаемых налоговых поступлений на уровне 50 млрд рублей в год и усомнился в умении властей «пользоваться калькулятором».  

«Стоимость всех биткоинов, потенциально добываемых в год с использованием российских электросетей, составляет около $2 млрд при себестоимости по разным оценкам от 50% до 80% от этой цифры. Каким образом отсюда еще можно выщемить 25% налогов, я в принципе не понимаю», — добавил он. 

В заключении Менделеев заявил о готовности поспорить, что объем собранных исключительно с майнинговой деятельности налогов в 2025 году не превысит и 1% с указанной суммы — не более 500 млн рублей. 

Напомним, закон о регулировании оборота цифровой валюты в РФ вступил в силу 1 ноября.

Ранее ForkLog сообщал, что правительство одобрило проект поправок в налогообложение операций с криптовалютами. С юрлиц предполагается взимать налог на прибыль, с физлиц — НДФЛ.